Главная

Открытое обращение Президенту Республики Казахстан по вопросу срыва законодательных работ по реализации 97 Шага Плана Нации Республики Казахстан 28.03.2018 15:05

 

 66383f5803e19da78ece25a31c8e71b5_M 

 

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Мы вынуждены обратиться к Вам в связи с тем, что все наши прежние обращения по вопросу срыва законодательных работ по реализации 97 Шага Плана Нации Республики Казахстан по передаче государственных функций в области экологического аудита остаются без рассмотрения, поскольку они все направляются в Комитета экологического регулирования и контроля Министерства Энергетики, который занимается отпиской.

Ранее Министерство Энергетики, в лице вице-министра Садибекова Г. К., на заседании круглого стола озвучило предложение о приостановке рассмотрения в Мажилисе Парламента РК проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду» в сфере экологического аудита в связи с тем, что будет разрабатываться новый Экологический кодекс РК.

ОЮЛ Ассоциация «Национальная палата профессиональных экологических аудитов» (далее - НППЭА) считает, что это предложение было связано с тем, чтобы отменить рабочий процесс по рассмотрению указанного проекта закона. Подобные действия были предприняты для лоббирования интересов определенного круга лиц с ним связанных.

Следует обратить внимание на процедуру подготовки нового Экологического кодекса РК, которая неизбежно будет связана с корректировкой десятков нормативных правовых актов, таких как Водный кодекс, Земельный кодекс, Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения, Лесной кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс об административных нарушениях, Закон Республики Казахстан от 20 июля 2011 года № 463-IV «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», Закон Республики Казахстан от 24 июня 2010 года № 291-IV «О недрах и недропользовании» и мн. др.

Для осуществления указанного законотворческого процесса потребуется, по опыту разработки аналогичных сложных сводов законов, 2-3 года.

При необходимости, как показывает практика, можно корректировать Экологический кодекс РК по отдельным статьям, что обычно и делается постоянно с 2007 года. Министерство Энергетики совместно с НПП «Атамекен» провели огромную работу по разработке проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду», а сам законопроект прошел все необходимые согласования с прочими государственными органами, и был одобрен Правительством РК.

К сожалению, политику экс-руководителей Министерства Энергетики продолжают вести Комитет экологического регулирования и контроля.

Такие действия саботируют Ваше поручение о реализации передачи государственных функций в конкурентную среду с использованием служебного положения. Наши неоднократные обращения по указанному вопросу к Парламенту, Правительству РК о необходимости продолжения работы на проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду» в части экологического аудита, приходят в Комитет экологического регулирования и контроля, который направляет в ответ отписки, выполняя взятые ранее на себя обязательства.

Следует отметить, что в подготовке указанного законопроекта и его обсуждении, помимо НППЭА, принимали участие представители других палат в сфере экологического аудита и охраны окружающей среды в целом, однако мнение профессионального сообщества не было принято во внимание.

Мы просим Вас, принять все необходимые меры для рассмотрения наших обращений по существу для продолжения работы над таким важным законопроектом, не передавая этот вопрос на рассмотрение Комитета экологического регулирования и контроля Министерства Энергетики Республики Казахстан.

 

С Уважением,

Президент ОЮЛ Ассоциация

«Национальная палата профессиональных

экологических аудитов»                                                                                                Байсеитов М.А.




Статья портала Rezonans.kz ЭКОЛОГИ ПРОСЯТ ЗАКОНА 28.03.2018 14:46

Автор Разия Абдыкадырова


В редакцию портала «Резонанс.kz» обратились представители Ассоциации «Национальная палата профессиональных экологических аудиторов». По словам аудиторов, статья «Г.БАЙМАХАНОВА: «Мы стоим за справедливость!», опубликованная на нашем сайте 19 января 2018 года, вызвала резонанс в экспертном сообществе. 

Президент ОЮЛ Ассоциация «Национальная палата профессиональных экологических аудиторов» Мирас БАЙСЕИТОВ в своем интервью продолжает начатую тему, выражая позицию экологов-аудиторов по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду. 

– Мирас, какие законопроекты в сфере экологического регулирования, рассматриваемые и принимаемые в настоящий момент, вы, как эксперт,  могли бы отметить? Какие из них являются, на ваш взгляд, жизненно необходимыми и почему? А какие законодательные предложения вы оцениваете как спорные?

– Мы, представители экспертного сообщества, в настоящее время с интересом следим за продвижением законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду». Вообще, происходит постоянное совершенствование действующего с 2007 года Экологического кодекса РК – главного нормативного правового акта в сфере охраны окружающей среды. Полагаю, что работа над ним будет продолжена, прежде всего, с целью обеспечить работу уже существующих правовых норм, по тем или иным причинам слабо использующихся в практике. Мы считаем, что необходимо также работать над подзаконными актами, раскрывающими нормы Экологического кодекса РК, прежде всего,для повышения эффективности государственного контроля за соблюдением экологического законодательства, в области экологической экспертизы, экологического нормирования и проектирования. Подчеркну, что недавние изменения законодательства, произошедшие в области экологической экспертизы объектов строительства, привели к хаотизации в деятельности органов госэкспертизы, что требует срочного вмешательства на законодательном уровне.

– Не так давно ваша Ассоциация опубликовала на местных информационных ресурсах обращение к Президенту РК. Обращались ли вы со своими предложениями в другие инстанции, к депутатам Парламента, в рабочую группу?

– Цель нашего обращения к главе государства Н. А. Назарбаеву – привлечь внимание к сложившейся ситуации с рассмотрением вышеуказанного законопроекта в Мажилисе Парламента РК. Мы ранее обращались к Правительству, депутатам Мажилиса, заинтересованным уполномоченным органам (Минэнерго и Миннацэкономики РК), Национальной палате предпринимателей РК. До настоящего времени решения по нашим предложениям не приняты.

 В частности, нас беспокоит то, что рассмотрение законопроекта, а также реализация 97-го шага Плана Нации «100 конкретных шагов», находятся под угрозой срыва, так как некоторые депутаты Мажилиса Парламента обратилась в Правительство Республики Казахстан с предложением о снятии с рассмотрения разделов законопроекта, касающихся экологического аудита. Основанием для указанного предложения, по мнению депутатов, является несвоевременность и нецелесообразность введения саморегулирования в сфере экологического аудита, и отказ от лицензирования и введение саморегулирования может привести к нарушению государственных интересов или интересов граждан, а возврат к существующему положению остается гарантией надлежащего качества выполненных услуг.

Действующие экологические аудиторские палаты от имени своих членов, а это более 70 юридических лиц, составляющих большинство субъектов рынка, считают необходимым продолжить работу над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду» включая вопросы экологического аудита, что позволит учесть мнение предпринимателей, коренным образом изменить закрытый сейчас рынок экологических услуг, обеспечить права экологических аудиторских организаций на создание единой саморегулируемой организации с обязательным членством, что соответствует требованиям действующего законодательства Республики Казахстан.Более того, принятие законопроекта позволило бы развить и усовершенствовать экологическую аудиторскую деятельность в Республике Казахстан, которая в дальнейшем станет эффективным инструментом в улучшении экологической обстановки в стране.

– Почему Вы считаете, что саморегулирование в экологии – есть хорошо и оно крайне необходимо в Казахстане? Перечислите, пожалуйста, плюсы саморегулирования в сфере экологического аудита.

– Введение саморегулирования в одну из областей экологии, а именно в экологический аудит – не наша инициатива. Уполномоченные органы, НПП «Атамекен» в течение двух лет занимались обоснованием передачи некоторых функций в указанной сфере от государства саморегулируемой организации, что полностью соответствует требованиям Закона РК «О саморегулировании» и реализацией 97-го шага Плана Нации Президента РК. Главный плюс введения саморегулирования в экологический аудит – передача несвойственных государственному уполномоченному органу в области охраны окружающей среды функций. Это прежде всего – контроль деятельности экологических аудиторских организаций. В настоящее время взаимодействие экологических аудиторских экологических организаций и экологических аудиторов с уполномоченным органом ограничивается только стадией оформления и получения государственной лицензии. Обратная связь лицензиара с лицензиатами отсутствует. Экологический рынок, сложившийся в указанной сфере, как я уже отмечал, закрыт, информация по нему отсутствует.

О широкой передаче государственных функций в саморегулирование в сфере экологического аудита речь не идет. Сохраняется ответственность, согласно действующему законодательству никаких норм, сокращающих такую ответственность, законопроектом не предусматривается.

Введение саморегулирования позволит: впервыесоздать единые стандарты и правила проведения экологического аудита;в рамках профессионального контроля осуществлять аттестацию экологических аудиторов;регулярно повышать квалификацию экологических аудиторов, что обеспечит повышение качества аудиторской работы;согласно требованиям действующего законодательства обеспечить свою имущественную ответственность и ответственность своих членов.

– Могли бы вы пояснить: в каких областях планируется внедрить саморегулирование экологического аудита (разведка и добыча нефти, другие)?

 – Экологический аудит – область, охватывающая все сферы экономической и промышленной деятельности Казахстана.

– Есть ли у вас уверенность в том, что после принятия желаемых поправок в законы будет обеспечена честная и прозрачная конкурентная среда для частных поставщиков услуг? Нет ли опасений в том, что могут появиться любимчики-монополисты, как, впрочем, это нередко делается у нас в любой сфере?

– Удивительно, что этот вопрос муссируется не только журналистами, но и даже законодательным органом Казахстана. «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» в статье 23 определяет, что субъектами предпринимательства являются, в том числе «негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства)». Предлагаемое законопроектом создание единойсаморегулируемой организации (СРО) не может создать какого-либо монополиста в этой сфере, так как субъектами предпринимательства на рынке выступают только экологические аудиторские организации. СРО является некоммерческой организацией и получение в результате своей деятельности дохода в уставные цели изадачи не включает. Следует отметить, что недавно Мажилис одобрил саморегулирование в оценочной деятельности также на основе единой саморегулируемой организации.

– Состояние экологии в стране оставляет желать лучшего.  Качество воздушного бассейна в Алматы, Усть-Каменогорске, Караганде весьма тревожное. Экологи (Абай Ерекенов и другие) бьют тревогу по поводу загрязненного воздуха Алматы. Приходилось ли вам изучать качество воздуха в Алматы? Какие меры для улучшения состояния воздушного бассейна города, вы, как эколог-аудитор, могли бы предложить?

– Члены нашей Палаты в течение многих лет занимаются также вопросами улучшения качества окружающей среды в крупных городах Казахстана. Действительно, для Алматы загрязнение воздуха – основная и сложная проблема. Полагаю, что решение здесь должно быть комплексным: оценка реального современного состояния атмосферного воздуха, разработка эффективных проектов и программ, включающих конкретные мероприятия для снижения выбросов загрязняющих веществ. Необходимо принять нормативные и административные меры по упорядочению и повышению эффективности трафика транспортных средств, перевести на газ промышленные объекты и частный жилой сектор, системно работать над озеленением города, бороться с уплотняющей застройкой.

Из 1963 случаев выявленных нарушений за 2016-2017 гг., связанных с причинением окружающей среде значительного материального ущерба, являющегося основанием для назначения обязательного экологического аудита согласно Экологическому кодексу РК, уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в прошедшем году назначил только 61 обязательную проверку. Это говорит о том, что уполномоченный орган не справляется или не хочет справляться с возложенными на него обязанностями по охране окружающей среды. В таком случае, возвращаясь к нашей теме,  хотелось бы задать резонный вопрос: почему бы эту работу не передать в профессиональное сообщество? В совокупности организации-члены ОЮЛ «НППЭА» располагает около 1000 работников в сфере экологического аудита.