О ПЛАТНЫХ УСЛУГАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

« Назад

02.07.2015 22:44

 

Фото к статьеОТ РЕДАКЦИИ:
Мы встретились с Председателем ОО Национальная Экологическая Аудиторская Палата М. Байсеитовым, который проинформировал о том, что в адрес Палаты от ее членов поступили запросы о необходимости прояснить ситуацию с платным представлением потребителям экологической информации РГП «Казгидромет». Ниже приводится материал, представленный в адрес газеты Палатой.
Редакция ждет ответов и предложений по теме и готова опубликовать поступившие отклики заинтересованных читателей.

Отвечая на запрос членов нашей Палата по поводу платного представления экологической информации Казгидрометом, хотел бы остановиться на нескольких основных моментах, проясняющих, на мой взгляд, сложившуюся ситуацию.
Единственным органом в Казахстане, в чьем ведении находится гидроме-теорологическая служба, является Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казгидромет». Учредителем Казгидромета выступает Правительство Республики Казахстан, а органом, осуществляющим его управление, является Министерство энергетики Республики Казахстан (уполномоченный орган соответствующей отрасли).
Рекламируя свою деятельность, предприятие отмечает, что на сегодняшний день в его состав входит 15 филиалов в каждой области страны и в городах Алматы и Астана. На территории Казахстана насчитывает 287 метеостанций, 65 из них имеют международный статус и входят в глобальную сеть (информация по этим станциям передается в мировые центры данных). Кроме этого, Казгидромет имеет 298 гидрологических постов, где отбираются пробы воды для химического анализа, делаются расчеты водного баланса для рек и озер. В лабораторных условиях проводятся гидрохимические и гидробиологические анализы более чем 70 видов загрязняющих элементов. Предприятие проводит круглосуточный мониторинг, т.е. наблюдает, анализирует, прогнозирует и предупреждает о поведении природы в различных средах, а именно в воздухе, воде, на почве. РГП «Казгидромет» – единственный юридически ответственный орган, имеющий право на официальное информационное обслуживание любых организаций штормовыми предупреждениями о надвигающихся опасных и стихийных явлениях природы на территории нашего государства.
Устав Казгидромета предметом деятельности Предприятия определяет «ведение мониторинга состояния окружающей среды, метеорологического и гидрологического мониторинга с использованием государственной наблюдательной сети». Осуществление своей уставной деятельности обеспечивается соответствующим выделением средств из государственного бюджета, включающего расходы по статьям плана финансирования: «Проведение наблюдений за состоянием окружающей среды», «Ведение гидрометеорологического мониторинга», «Модернизация гидрометеорологической службы» и др.
В то же время, значительную часть гидрометеорологической и экологической информации, которая, как отмечалось выше, собирается на государственных постах наблюдения, заинтересованным организациям (потребителям) получить возможно только за плату.
Стоимость и состав продаваемой потребителям информации устанавлива-ется самим Казгидрометом. Ответы на запросы оформляются в виде справок, стоимость которых колеблется от десятков до сотен тысяч тенге за каждую. Во многих случаях справки дублируется (иногда в сотни раз). Кроме этого информация предоставляется за оплату в средства массовой информации.
Следует отметить, что получение указанной информации имеет обязательный характер, поскольку отражение текущей фоновой ситуации по загрязнению воздуха, метеорологическим и гидрологическим параметрам в экологических проектах предусмотрено природоохранным законодательством.
Также за деньги предоставляется информация о неблагоприятных метео-рологических условиях, которые зачастую и представляют собой опасные природные явления.
Продажа экологической и гидрометеорологической информации Казгидрометом осуществляется благодаря включению в устав предприятия следующих пунктов:
- «обеспечение на договорной основе государственных органов и других заинтересованных лиц гидрометеорологической информацией, а также информацией о состоянии окружающей среды, фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий, состоянии климата и его изменениях, фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий, состояния загрязнения окружающей среды и их причинах по основным видам деятельности;
- предоставление физическим и юридическим лицам на договорной основе данных по фоновым концентрациям параметров качества окружающей среды и прогнозов о неблагоприятных метеорологических явлениях».
Налицо противоречие.
С одной стороны, основная деятельность предприятия финансируется из государственного бюджета, с другой - данные, собранные на государственной сети наблюдательных пунктов, предоставляются природопользователям и даже государственным органам в основном только за деньги.
Может быть такой порядок вещей существовал всегда? Это не так.
Гидрометслужба Казахстана была основана еще в 1922 году. Долгое время Главное управление гидрометеорологической службы существовало обособленным государственным органом, а ее начальник входил в состав Правительства на правах отраслевого министра. Все данные, полученные в результате деятельности службы бесплатно предоставлялась другим государственным органам и организациям, а обработанная и проанализированная информация была доступна любому заинтересованному пользователю. Только в конце 1990-х годов, предприятие, утратив самостоятельность, получило взамен возможность продавать свою информацию.
Наличие указанных противоречий в финансировании основной деятельно-сти предприятия за счет бюджета и торговля информацией, собранной на государственной наблюдательной сети за государственные деньги, создают условия для различных финансовых нарушений и возможных коррупционных проявлений в ущерб заявленным целям всей системы гидрометеорологической службы.
Может быть поэтому Казгидромет в последние годы неоднократно становился фигурантом громких судебных дел?
В связи с этим нам хотелось бы задать компетентным организациям несколько наболевших вопросов, ответы на которые позволят разъяснить изложенные выше противоречия.
1. Какова обеспеченность Казгидромета средствами государственного бюджета, выделяемых по статьям для проведения и развития экологического и гидрометеорологического мониторинга? Ведь под выделение средств в обяза-тельном порядке проводится работа по обоснованию планируемых затрат по пла-ну финансирования.
2. Если, исходя из уставных целей и задач Казгидромета, его госбюджетного финансирования, основная деятельность является монопольной, то какова позиция Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК по ограничению монополистиче-ской деятельности в связи с двойным финансированием работ по экологическому и гидрометеорологическому мониторингу?
3.Схема распределения гидрометеорологической информации в других странах (Великобритании, Германии, США и т.д.) предусматривает бесплатный доступ населения, а также опубликование в средствах массовой информации, что соответствует Уставу ВМО членом которой, является Казахстан в лице Казгидромета. Не противоречит ли требованиям ВМО торговля указанной информации в Казахстане?

М. БАЙСЕИТОВ
Председатель ОО «Национальная Экологическая аудиторская Палата»

050010, г. Алматы
ул. Айтеке Би, 36
+7 727 2917252;
Факс: +7 727 2917233
Е-mail: natecoaudit@mail.ru

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить